Хронический простатит (ХП) является одним из самых распространенных и трудных для диагностики и лечения состояний в урологической практике. По дан­ным акад. Н.А. Лопаткина (2007г.), распространенность ХП в общей популяции со­ставляет 9%, с возрастом его частота возрастает и достигает 30% и более.

Другие ав­торы(Ткачук ВИ. и соавт., 2006, Тиктинский О.Л.. 1990. Лопаткин П.А.. 1998 и др.) отмечают, что от 15 до 50% мужчин в различные периоды жизни страдают от ХП. С XII связан повышенный риск развития доброкачественной гиперплазии и рака пред­стательной железы. Диагностика ХП по многим причинам затруднена, поэтому эти­ология XП и истинная заболеваемость остаются мало изученными. Согласно Данным литературы, наиболее распространенными этиологическими факторами ХШ являются грамотрицательные бактерии - представители семейств Еnterobacteriaceae, Рsеudоmоnаdасеае, среди них чаще всего(65-80%) обнаруживается Еsсhеriсhiа coli в 10-15% случаев выявляют других представителей семейства энтеробактерий(С.В. Попов. Е.Б. Мазо. 2008). Также считается доказанным этиологическая роль в возникновении ХП Епtеrососсus fecаlis. Вместе с тем многими исследователями (В.А Голубчиков) высказывается мнение, что грамположительные микроорганизмы- коагулазоотрицательные стафилококки- играют существенную роль в этиологии ХП.

Один из пионеров исследования простатита второй половины 20 века ТНОМА А. SТАМЕУ определил, что каждый второй мужчина страдает этим заболеванием в какой-либо период своей жизни. Согласно ряду эпидемиологи­ческих исследований частота хронического простатита в общей популяции со­ставляет 15-68% (Niскеl .J.С.. 1999). Это самое частое заболевание урологиче­ского профиля у мужчин до 50 лет и третье по частоте у лиц старше 50 лет (по­сле ДГПЖ и рака простаты). Хроническим простатитом в России страдает око­ло 50% мужчин трудоспособного возраста. Анализ (2013-2015гг.) 58,955% амбула­торных посещений мужчин старше 18 лет. Из общего количества обращений в поликлинику 5% - урологические пациенты. Из них 46% посещений по поводу простатита мужчин в возрасте 36-65 лет, 45% пациентов с простатитом получа­ли противомикробные препараты. Анализируя данные отчета за прошедший период за 2013- 2015гг: отмечается стабильное преобладание лока­лизации инфекционного процесса в простате в сравнении с другими органами мочеполовой системы.

В условиях данной концепции, актуальным считается вопрос о лечении урологических заболеваний, в частности лечение хронического простатита.

Основным принципом этио-патогенетического лечения хронического простатита, в условиях урологического отделения поликлиники, остается применение антибиотиков. Обосно­ванным является их длительный прием, не менее 14 дней. В связи с этим анти­микробный препарат должен соответствовать определенным критериям. Он должен обладать широким антимикробным спектром, благоприятными фармакокинетическими свойствами, низкой токсичностью. Этими особенностями об­ладают антимикробные препараты группы фторхинолонов.

Таблица 1 - Антимикробная активность ФХ при хроническом бактериальном простатите

Фторхинолон

28

464

6

Они занимают одно из ведущих мест в химиотерапии бактериальных инфекций. В частности при лечении хронического простатита (таблица 1). Не­зависимо от этиологических механизмов при достаточно длительно текущем хроническом простатите на первый план в патогенезе заболевания выходят структурные изменения в ПЖ, обусловленные нарушениями трофики желези­стой ткани, расстройством нейрогуморальной регуляции железы, застоя секрета альвеолах, нарушениями микроциркуляции. При развитии абактериальных простатитов эти механизмы выступают как первичные, пусковые. Для инфек­ционных ХП данное положение справедливо для так называемой «постинфек­ционной» второй стадии заболевания.

Указанные патогенетические механизмы обуславливают полиморфность клинических проявлений, которые складываются в триаду синдромов: болево­го, расстройств мочеиспускания, и нарушений половой функции. Половые на­рушения делятся на снижение фертильности (следствие патоспермии) и нару­шение копулятивного цикла мужчин. В связи с этим совершенно очевидно, что проблема лечения хронических воспалительных заболеваний простато-везикулярного комплекса, а наиболее часто встречающихся из них является ХП различной этиологии, не только важная и актуальная медицинская, но и соци­альная задача. С учетом выше изложенного нами применялась комплексная методика лечения больных хроническим простатитом, осложненного патоспер-мией и копулятивными нарушениями. В состав комплексной терапии входили, современные физиотерапевтические методы и антибиотик из группы фторхи-нолонов. К современным физическим факторам, используемым в комплексном лечении хронического простатита и его осложнений, относятся: электростнму-ляция, лазеротерапия, электромагнит, нейростимуляция. Особо эффективно их сочетанное воздействие.

Материалы и методы исследования. В нашей клинике было произведе­но обследование и лечение 265 больных в возрасте от 20 до 65 с хроническим простатитом. Срок наблюдения составлял 3 года. Всем пациентам проводи­лись общепринятые методы диагностики: ТРУЗИ простаты, пальцевой осмотр простаты с последующим анализом секрета, ПСА диагностика больным стар­ше 40 лет, ПЦР-диагностика с целью выявления урогенитальной инфекции, анализ эякулята, бакпосев секрета предстательной железы. Результаты бакте­риологического исследования приведены в таблице 2.

Таблица 2. Патогенны, вызывающие хронический бактериальный простатит

Этиологически значимые

Считающиеся спорным значение

E. Coli

Coag. neg. Staphylococci

Klebsiella spp.

Streptococci

|P. mirabilis

Corinebacterium spp.

P. aeruginosa

C. trachomatis

E. faecalis

Ceneral Micoplasma

S. aureus

Anaerobic bacteria

St. Epidermidis

T. vaginalis

Candida

С учетом полученных данных исследований. Проводился этиопатогене-тический принцип терапии, направленный на: устранение инфекционного аген­та, улучшение гемодинамики простаты и органов малого таза, восстановление дренирования в простате, коррекцию иммунных нарушений, улучшение уро-динамических показателей и др. В качестве физиотерапии использовался фи-зио-терапевтический комплекс «Матрикс уролог». Этиотропная анти­бактериальная терапия проводилась препаратом «Таваник» (левофлоксацин) 21 день, по 1 таб. (500 мг) 1 раз в день в течение 5 дней, с 6 дня по 1таб (.250 мг) 1 раз в день.

Результаты собственных исследований и их обсуждение. Эффектив­ность и безопасность левофлоксацина в лечении больных хроническим бакте­риальным простатитом была подтверждена. В исследование были включены 65 пациентов с симптомами ХП. Грамотрицательная микрофлора была выделена у 22 пациентов (E.Coli в 12 случаях), грамположительная микрофлора -у 43 пациентов (в основном E. faecalis (п=14) и St. Epidermidis (п=21)). Больным проведен курс лечения левофлоксацином в одно­кратной суточной дозе 500 мг в течение 5 дней, в остальные дни по 250 мг, 1раз в день. Клиническая эффективность составила 61,9% (95% ДИ 51,9-71,2%) че­рез 6 месяцев после лечения. Микробиологическая эрадикация возбудителя на­блюдалась в 91,2% случаев (95% ДИ 80,7-97,1%) спустя 6 месяцев после лече­ния. Только в 3 случаях пациенты прекратили прием препарата из-за развития аллергической реакции на лекарство в виде кожных высыпаний и зуда. Также по результатам бактериологического исследования отме­чалась высокая чувствительность различных штаммов к фторхинолонам (таб­лица 3).

Таблица 3 - Процентное соотношение штаммов чувствительных к Ципрофлок-сацину и Левофлоксацину

Микроорганизмы

Левофлоксацин

E. Coli

90,5%

91,7%

St. Epidermidis

94,2%

93,8%

|P. mirabilis

89,1%

93,6%

S. aureus

87,2%

94,4%

P. aeruginosa

75,5%

E. faecalis

63,5%

72,8%

Наиболее часто встречающейся атипичной формой бактерий выявляемых при простатите являются хламидии. Наиболее эффективным антибиотиком для лечения ХП хламидийной этиологии является Левофлоксацин. Это подтверждается результатами сравнения эффективности левофлоксацина с другими антибактериальными препаратами. Результаты приведены в таблице 4.

Таблица 4. Бактериологическая активность Таваника

Препарат

Доза

Кратность приема

Срок лечения

Контроль мзлечения

Доксициклин

200мг

2

21

46,6%

Азитромицин

500мг

1

10

Таваник

500мг

1

10

78,5%

Заключение: Результаты данного исследования указывают на высокую эффективность лечения, в котором сочетаются применение новых физических факторов и современных антимикробных препаратов. Полученные результаты лечения больных, с хроническим простатитом, вызванным различными микроорганизмами, чаще всего хламидиями, показали, что комплексная терапия с использованием фторхинолоновых препаратов является высокоэффективным, и отвечает всем требованиям предьявляемых к антибиотикам. Сочетанное воздействие физических факторов, также является высокоэффективным методом лечения различных форм ХП. Данная методика позволяет добится быстрого положительного терапевтического эффекта, что улучшает психосоматическое состояние больного. Указанная методика лечения хронического простатита может свободно применятся в амбулаторных условиях.

Авторы:

Морозов И.В., Врач высшей категории; Врач-уролог, Заведующий 2-м х/отделением Поликлиники №1 РАН

Фукс С.В., Кандидат медицинский наук, Врач высшей категории, Врач-уролог

Лечение хронического простатита